"№7 "Тұран" мектеп-гимназиясының"ресми сайтына қош келіпсіздер!

» » Актуальность инклюзивного образования в современной образовательной системе

 
 
 

Актуальность инклюзивного образования в современной образовательной системе

Автор: admin от 8-02-2017, 23:56, посмотрело: 2695

7

Topicality of inclusive education in the modern educational system
Raimbekova U.1, Mamraimov S.2 (Republic of Kazakhstan)
Актуальность инклюзивного образования в современной
образовательной системе
Раимбекова У. К.1, Мамраимов С. Д.2 (Республика Казахстан)
Raimbekova U., Mamraimov S. (Republic of Kazakhstan) Topicality of inclusive education in the modern educational system / Раимбекова У. К., Мамраимов С. Д. (Республика Казахстан) Актуальность инклюзивного образования в современной образовательной системе
1
Раимбекова Улжан Кеттешкызы / Raimbekova Ulzhan - заместитель директора,
коммунальное государственное общеобразовательное учреждение,
школа-гимназия «Туран»;
2
Мамраимов Серик Даулетович / Mamraimov Serik - кандидат педагогических наук, доцент,
проректор по учебной работе,
кафедра истории и права,
частный университет «Сырдария», г. Жетысай, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы внедрения инклюзивного
образования в общеобразовательные школы, воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями в обычной школе, готовность педагогов к
реализации программы в условиях массовой школы. Рассмотрены аргументы в пользу

интегрированного обучения.
Abstract: the article considers the problems of implementation of inclusive education at
comprehensive secondary schools, education and training of children with disabilities at
regular schools, readiness of teachers to implement the program under the conditions of
public schools. The arguments in favor of integrated education are taken into consideration.
Ключевые слова: инклюзивное образование, особые образовательные потребности,
интеграция, социум, социализация, инклюзивная политика, адаптация.
Keywords: inclusive education, special educational requirements, integration, society,
socialization, inclusive policy, adaptation.
Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство
требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные
задачи и способы их решения. В Государственной программе развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы определены новые концептуальные
подходы к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии,
внедрению в практику идей интегрированного обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками [1].
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач
государственной политики не только в области образования, но и в области
демографического и социально-экономического развития» [2].
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе
отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в
Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике
Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке
детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых
актах. Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об
образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое
развитие, в жизни дети с ОВЗ нередко лишены возможности реализовать это право.
Основная задача — создание условий и оказание помощи в их социальной
реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе [3]. Опыт
зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение
способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и
184
независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам,
формирует отношение к ним как полноценным людям. Сегодня в республике свыше
16 тысяч детей с ОВЗ интегрированы в среду их нормально развивающихся
сверстников, из них свыше 3000 детей дошкольного возраста посещают 395 детских
садов, более 12 000 детей школьного возраста обучаются в 769 общеобразовательных
школах.
Термин «инклюзивное образование» принес в Казахстан Национальный научнопрактический центр коррекционной педагогики. В 1999 году Центр совместно с
ЮНЕСКО реализовал проект по инклюзивному образованию, а в 2002 году при
поддержке Фонда Сорос—Казахстан провел научно-практическую конференцию по
инклюзивному образованию. Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в
себя лат. Include - заключаю, включаю) — это такая организация процесса обучения,
при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования. Обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без
инвалидности, в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые
учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным
необходимую специальную поддержку. На сегодняшний день проблема
инклюзивного образования является актуальной. Общество стало гуманней и детей
данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными
потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными
потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо
поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную
практику. Основные принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивная школа – это, прежде всего, демократическая школа, которая
прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе
творчески работают над решением образовательных проблем. Субъект инклюзии –
это ребенок с ОВЗ здоровья и особыми образовательными потребностями. Основной
причиной продвижения идеи посещения школы детьми с ОВЗ или из
неблагоприятных условий является предоставление им как можно больше
возможностей обучаться посредством общения с окружающими и обеспечение их
участия в общественной жизни. Очень часто эти дети исключены из общества. Они
могут прятаться дома, если они как-то по-другому выглядят из-за страха или суеверий
своих родителей. Либо нищета заставляет их семьи жить в городских трущобах с
лишь немногими удобствами. Часто их нужды не замечаются, их вклад в общество
видится мизерным и несущественным. Но такие исключения из общества лишают
детей возможности учиться, расти и развиваться. Посещение местных школ является
одним из важных факторов, доказывающих включение детей в общество. Обучение
детей происходит не только в стенах школы. Они учатся в семье, контактируя со

Категория: Мұғалімдердің шығармашылығы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *