Курсы по Программе
профессионального развития
педагогических кадров «Рефлексия в практике»
в школах Республики Казахстан
В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева сказано: «Важно
повышать качество педагогического состава». Правительство уделяет этому вопросу
огромное внимание. Возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить,
владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося
опытно-экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только
профессиональность педагога , но и его стремление учиться , повышать мастерство.
В связи с внедрением значительных изменений в содержание процесса
образования, в рамках обновления стандарта среднего образования РК в школах
Казахстана действуют курсы внутришкольного обучения по Программе
профессионального развития педагогических кадров «Рефлексия в практике».
Начиная с сентября 2016 года
школьные тренера приступили к обучению учителей по
вышеназванной Программе.
Обучение проходит в новом формате. Ведущими специалистами
Центра педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев
Интеллектуальные школы» была разработана образовательная Программа
профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах
«Рефлексия в практике». В основу Программы заложена конструктивистская теория
обучения, базирующаяся на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит
в условиях взаимодействия. Тематика курсов разная . Это «Эффективное обучение и
преподавание», оценивание, планирование уроков, применение различных приемов и
методов в работе. Спектр очень широк. В рамках Программы учителя рассмотрели
основные аспекты. Моя задача как тренера заключалась в том, чтобы акцентировать
внимание слушателей на педагогических методах и подходах, и стимулировать их к
использованию в собственной практике. На протяжении всего обучения использованы
различные формы организации занятий, основная деятельность которых направлена
на внедрение и практическую реализацию новых форм и методов.
Обучающиеся работали в интенсивном режиме, что дает право
сказать о неординарности мышления .Удачным для меня стало то, что при смене
групп слушатели были активизированы, вместе достигали поставленных целей, к
выполняемому заданию подходили творчески. Все это можно наблюдать через
рефлексию, написанную учителями на исходе сессий. Это очень хорошая мотивация к
совершенствованию своей педагогической деятельности. Генераторами идей в
группах хотелось бы назвать Абенову Гульсару, Ильясову Жайну, Алтаеву Шолпан,
Алимкулову Маржан, Балтабай Розу. Поиск оригинальных форм отражения результатов
работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное
самовыражение обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых
знаний и умений. Проведение подготовленных командами на этапе «Лицом к лицу»
презентаций и мини-уроков позволили всем обучающимся еще раз рассмотреть
изучаемый материал, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это
обеспечивает более глубокое понимание темы. Слушатели прямо в процессе
обсуждения вносили при необходимости коррективы в планы , дополнительно
обсуждали сложные моменты темы. Также слушателями были подготовлены статьи на
темы одного из модулей Программы, наиболее удачными в их практике и
опубликованы в сборнике спецвыпуска научной конференции.
Один из методов, удачно апробированный в ходе сессии, была
модерация. Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет
значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.
Правила модерации помогают формулировать правильные вопросы и избегать
неправильных, прийти к компромиссу в решении спорных вопросов.
На данном этапе учителями, то есть слушателями курсов, в
школе проводится серия последовательных уроков. Коллектив школы во главе с
директором, посещая уроки, анализируют все моменты урока. Пошагово обсуждается
структура урока. Наиболее успешные моменты учителя берут в свою методическую
«копилку».
Впереди еще много работы. Учителя зафиксируют свои
исследования о проведенных уроках в рефлексивных отчетах. Завершит курсы
«Рефлексия в практике» выступление слушателей с отчетом всех наблюдений об
уроках и практике перед школьной аудиторией.
В завершение хотелось бы сказать, что, в первую очередь, от
учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши
выпускники, каким будет наше будущее. Освоение и применение эффективных
технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса
– это на сегодняшний день требование времени. Я считаю, что данные курсы
внутришкольного обучения учителей являются необходимостью в свете внедрения
новых образовательных стандартов в процесс обучения подрастающего поколения.
Школьный тренер
ШГ «Туран»
Раимбекова У.К