Лзации и страны,
которые заняты реформированием идирующие позиции занимают те люди,
органисистемы образования. Люди пытаются понять, как научить детей найти свое
место в ХХ1 веке. Проблема в том,
что мы пытаемся войти в будущее, продолжая делать то,
что делали в прошлом. Задача нелёгкая, но вполне
выполнимая. Известно, что любое новшество встречает на
своём пути и одобрение, и сдержанную поддержку, и резонанс.
То есть идет обычный процесс: сначала резкое
неприятие, отрицание, сопротивление, затем внимание,
апробирование, и, в конце концов, новое становится
нормальным явлением. Как показывает практика, учителя
готовы к внутренним изменениям, начинают воспринимать новые
идеи и ценности открытого образования как
32 Курсы по Программе профессионального развития педагогических
«Молодой учёный» . № 26.1 (130.1) . Декабрь 2016 г.
кадров «Рефлексия в практике» в школах Республики Казахстан
свои собственные, невзирая на авторитеты. Эти учителя
хотят, чтобы их ученики не столько заучивали учебный
материал, сколько старались думать категориями науки,
которая лежит в основе преподаваемой ими учебной дисциплины.
Все чаще в сфере образования можно услышать
такие понятия, как интеракция, коммуникация, визуализация,
мотивация, мониторинг образовательного процесса и рефлексия. Большинство из
них, если не все,
безусловно, знакомы каждому учителю, но, возможно,
не каждый знает, что общего могут иметь между собой
все эти понятия? Ответ прост: все они являются ключевыми
процессами технологии модерации. Moderare
(латин.) переводится как управлять, регулировать, приводить
в равновесие. Впервые была разработана в Германии в 60–70 годах прошлого века,
затем активно
применялась, дорабатывалась и применялась в педагогической
практике. Сегодня модерация — это эффективная технология, которая позволяет
значительно повысить результативность и качество образовательного
процесса. [1]
После успешной апробации не только в образовательной среде,
но и в экономике, можно сказать, что технология модерации помогает повысить
качество и результативность образовательного процесса. При этом
эффективность модерации доказывается тем, что используемые
приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на
развитие исследовательских умений, коммуникативных способностей,
навыков работы в команде и активизацию аналитической
деятельности учащихся.
При использовании данной технологии учитель и ученик
меняют свою роль в образовательном процессе, так как
результат совместной деятельности и эффективность всего
процесса зависят в равной мере и от учителя, и от ученика.
Ученик перестает быть объектом обучения и занимает активную
позицию, тем самым повышая свою самостоятельность, появляется чувство
ответственности за свои действия и поступки, возможность оценить, корректировать
свои действия, появляется целеустремленность и уверенность
в себе. Учитель же становится консультантом, помощником, старшим партнером.
Роль «контролирующего
органа» меняется в сторону более опытного товарища,
играющего с учеником в одной команде.
Этапы технологии модерации:
— инициация (начало урока, знакомство);
— вхождение или погружение в тему (сообщение
целей урока);
— формирование ожиданий учеников (планирование
эффектов урока);
— интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
— проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
— подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
— эмоциональная разрядка (разминки).
Каждая фаза представляет собой полноценный раздел
образовательного мероприятия, объем и содержание которого
определяется темой и целью урока.
Некоторые методы и техники модерации
— «Мозговой штурм» — несмотря на всеобщее ощущение
известности данного метода, очень важно после
набора идей, переходя в стадию анализа, иметь
подготовленные критерии по их оценке, а не формировать их
вместе с группой! Разновидности этого метода: двойной
прямой; обратный прямой, круговой
— «Карточный опрос» — служит для сбора и сортировки тем,
идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в
ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием
карточек также необходим, когда в группе недостаточно
открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.
— «Mind-mapping», или метод «корней дерева» —
планирование необходимых действий по проекту, где от
«ствола дерева» расходятся «корни», или от основной
цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в
виде «ответвлений».
— «Схема анализа проблемы» — анализ причин и
последствий существования основной проблемы.
— «Вспышка» — обзор мнений участников, например,
при анализе «проблемного поля»;
— «Многопозиционный опрос» — метод выбора с
помощью голосования. Применяется, когда при множестве
альтернатив необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы
к обсуждаемым вариантам. Как вариант может быть использован после
мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит
работать дальше.
— «Поле координат» — сравнение или расстановка
приоритетов. Например, сравнение своей продукции и
продукции конкурентов по осям цена-качество, или тот
приоритет, который вы заполнили в начале статьи. [2]
Как уже было указано, стиль ведущего по работе с
участниками существенно отличается. Отметим лишь некоторые
важные моменты. Итак, модератор:
— воздерживается от выражения собственного мнения,
не оценивает ни высказывания, ни поведение участников
встречи;
— с помощью вопросов активизирует группу, а вопросы из
аудитории воспринимает и переадресовывает
самим участникам, а не отвечает на них самостоятельно;
— осознает собственную установку относительно
людей и темы и принимает на себя ответственность
за организацию процесса взаимодействия в группе, а
самой группе передает ответственность за содержание
встречи;
— воспринимает все высказывания группы как сигналы, что
дает ему возможность понять процесс и постараться помочь участникам осознать
свое отношение,
чтобы можно было обсуждать нарушения и конфликты
без «моральных призывов»;
"Young Scientist” . # 26.1 (130.1) . December 2016
Курсы по Программе профессионального развития педагогических 33
кадров «Рефлексия в практике» в школах Республики Казахстан
— не оправдывается за свои действия и высказывания,
а выясняет трудности, которые кроются в нападках и
провокациях; [3]
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов
и методов модерации способствует
снятию барьеров общения, создает условия для развития
творческого мышления и принятия нестандартных решений,
формирует и развивает навыки совместной деятельности.
В основу разработки целей, принципов, содержания
и методов модерации были положены педагогические,
психологические и социологические аспекты, направленные на
активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе,
обеспечение
комфортности на уроке каждого ученика, на формирование
нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических
способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками
образовательного
процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех
обучения. Такой подход формирует у обучающихся
самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести
ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе,
целеустремленность и другие
важные качества личности. При подготовке к процессу
модерации ведущему важно собрать необходимую информацию и
совместно с заказчиком определить ключевые
вопросы, исходя из которых будет ст