Кстан унаследовал от
постсоветского периода хорошую ак и все другие новые независимые республики,
Казахсистему образования. По уровню образования и квалификации населения,
эффективности учебного процесса, научному потенциалу она превосходила многие
развитые
страны. Практически поголовная грамотность населения,
всеобщность среднего и высокий уровень доступности
высшего образования, бесплатность обучения на всех
ступенях, научный характер и фундаментальность
образовательных программ, многообразие научно-исследовательских направлений,
огромный кадровый потенциал
являлись бесспорными историческими достижениями советского
периода. На новом этапе Казахстан выбрал путь
построения государства с рыночной экономикой.
На современном этапе структура системы образования
в Казахстане включает следующие уровни:
1) дошкольное воспитание и обучение;
2) начальное образование;
3) основное среднее образование;
4) среднее образование;
5) послесреднее образование;
6) высшее образование;
7) послевузовское образование.
Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. Отличительная
особенность действующей структуры школы
заключается в том, что после трех ступеней обучение на
старшей ступени проводится по двум
направлениям-естестенно-математическому и общественно-гуманитарному. Данная
структура школы расширяет возможности
вариативного образования путем создания различных
типов и видов общеобразовательных учреждений. Ориентация
современной парадигмы образования на гуманистические ценности, в центре которых
находится личность
ребенка в условиях многоаспектного выбора своей жизнедеятельности,
заставляет систему образования прогназировать и решать проблемы, связанных с
разработкой
и реализацией разных форм педагогической, психологической,
медицинской поддержки на всех уровнях системы
образования. Общеизвестно, что в истории человеческой
цивилизации образование представляет одну из важнейших
разновидностей социальной деятельности, в результате которой осуществляется
освоение материальной
и духовной культуры, происходит социализация личности
как субъекта общественной жизни. Новая социальная
реальность требует качественного образования. Стратегической задачей
государства на современном этапе является построение эффективного общества,
основанного на
интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале
нации. Глубинный смысл современного образования состоит в
его гуманитарном характере. В центре находится
человек со своими жизненными, экзистенциальными проблемами.
Гуманитарный взгляд концентрируется на таких
сущностных проявлениях человеческой природы, как ценности,
личностные смыслы, свобода, ответственность,
творчество.
Образовательная политика Казахстана, отражая
общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя
их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие
тенденции мирового развития, обусловловливающие
необходимость модернизации в системе образования:
1. ускорение темпов развития общества, расширение
возможностей политического социального выбора;
2. переход к постиндустриальному, информационному
обществу, значительное расширение масштабов межкультурного
взаимодействия, в связи с чем особую важность
приобретают формы коммуникабельности толерантности;
Система образования 53
3. возникновение и рост глобальных проблем, которые
могут быть решены лишь в результате сотрудничества
в рамках международного сообщества, что требует формирования
современного мышления у молодого поколения;
4. динамичное развитие экономики, рост конкуренции,
сокращение сферы неквалифицированного и
малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения
в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в
повышении профессиональной квалификации
и переподготовке работников, росте их мобильности;
5. возрастание роли человеческого капитала; человеческий
фактор становится главным в определении будущего страны в новом тысячелетии.
Потому пришло понимание, что будущее современной
цивилизации зависит не только от уровня технического
прогресса и экономического роста. Оно все больше
определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические
проблемы на благо и во имя человека. По данным ЮНЕСКО, одной из причин этого
явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в
процессе которой общество подошло к осознанию
необходимости воспитания человека культуры с планетарным
мышлением, способного активно участвовать в социальном прогрессе, изменяя себя
и окружающую деятельность.
Основные факторы, формирующие личность:
Модернизация (от англ. Modern-современный) -изменение,
усовершенствование. Поэтому к характерным
чертам современного человека следует отнести: а) открытость
по отношению к экспериментированию; б) расширение независимости от авторитетов;
в) вера в науку; г) ориентация на мобильность; д) использование долговременного
планирования; ж) активность в общественно-политической
жизни. Ведущим фактором в реализации глобальных
задач является система школьного образования. По словам
Андрю Барбюса:”Школа-это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения, надо крепко держать его
в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее”.
Школа — в широком смысле этого слова — должна
стать важнейшим фактором гуманизации
общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок
личности. Развивающемуся обществу
нужны современное образование, нравственные предприимчивые
люди, которые могут самостоятельно принимать
решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
обладают развитым чувством ответственности
за судьбу страны. Потенциал образования должен быть
в полной мере использован для консолидации общества,
сохранении единого социокультурного пространства
страны, предложения этно-национальной напряженности
и социальных конфликтов, равноправие национальных
культур и различных конфессий. Нужно в целом изменить
подход общества к школе и рассматривать ее не только
как чисто образовательное учреждение, но и как центр
повышения многих социальных проблем.
В числе основных перспективных задач — улучшение
качества образования и условий обучение на селе, переход
школьников на обучения по новым государственным стандартам,
увеличение интеллектуальных школ в регионах, повышение статуса педагогов,
обновление материально-технической базы, увеличение числа школ, имеющих доступ
к скоростному широкополосному интернету. Необходимо
пересмотреть состав учебных дисциплин, преподаваемых
в школах, средних и высших учебных заведениях. Следует
ввести в школах преподавание таких дисциплин, как
"Основы потребительской культуры”, "Основы нравственности”, расширить
в школах курсы художественного, экологического, психологического, эстетического
образования,
программ развития духовной культуры. Целесообразно
ввести специальные образовательные программы по телевидению
по изучаемым предметам. В условиях активной модернизации системы образования
происходит совершенствование структуры и содержание общего образования.
В рамках этого реформирования особая роль принадлежит
современным информационным технологиям. На данном
этапе это не дань моде, а реальная необходимость.
Современные ученики растут в новом информационном пространстве. Азы компьютерной
грамотности они постигают
раньше, чем учатся писать и читать. Их все сложнее удивить
с помощью старых, приемов и методов обучения. В результате этого ученики теряют
интерес к изучению учебных
54 Проблемы и перспективы развития образования
дисциплин, что не может беспокоить неравнодушного учителя.
Новая парадигма образования потребует пересмотреть
формальное отношения между традиционными формами
образования и различными альтернативными типами. В педагогической
профессиональной деятельности расширятся
горизонты методологии, что скажется на формировании
проектно-ориентированного сознания, которое позволит
постоянно модернизировать знания, умения и навыки, и
свободно ориентироваться в новых ситуациях, поскольку традиционное образование
не успевает за темпами развития информационных технологий. Это особенно важно
сегодня,
когда молодежь испытывает на себе агрессивное, разлагающее
воздействие низкопробного воздействия.
Вхождение Казахстана в мировое образовательное
пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от
педагогической общественности нового
взгляда на профессиональные задачи и способы их решения,
инициирует инновационную деятельность, акцентирует внимание на внутренних
идеалах человека. Переход